Российская газета,
10 августа 2021 г.
Неграмотные автоюристы должны компенсировать ущерб вместо страховщиков 454 просмотра
За неграмотно оказанную юридическую помощь в получении выплаты по ОСАГО кто-то должен отвечать, если выплата не произведена. Верховный суд указал, кто отвечает в этой ситуации, причем в полном объеме, предусмотренном законом о защите прав потребителей.
Какой бы простой ни была процедура взаимодействия со страховщиком, все равно из-за опасений сделать что-нибудь не так люди часто обращаются за консультацией, а то и за помощью к юристам. Причем зачастую делегируя им свои полномочия.
Однако на этом рынке есть профессиональные юристы, есть не очень опытные, а есть и просто мошенники. Не даром страховщики давно сражаются с автоюристами-мошенниками. Но страховщики защищают от мошенничества себя. Однако недобросовестные автоюристы могут наживаться и на тех, кто пострадал в авариях. И, конечно, первым делом они запугают своего клиента, что без их «не очень дорогой» помощи получить от страховщика выплату просто невозможно.
Сложно судить, с какими юристами столкнулся гражданин Колесников. Если судить по их действиям, они плохо знали действующее законодательство.
Судя по количеству привлеченных к простому в общем-то делу партнеров, они явно накручивали стоимость своих услуг. А если учесть итог этой истории, они еще были и безалаберными.
Но - обо всем подробнее. 29 ноября 2018 года Колесников попал в ДТП. С виновником аварии вызывать ГИБДД они не стали, все оформили по Европротоколу. В этот же день Колесников заключил договор поручения с некой компанией, которая должна была получить со страховщика компенсацию на восстановительный ремонт.
По условиям договора компания обязалась заключить в интересах клиента договоры с иными юридическими лицами на оказание комплекса услуг. Для этого Колесников оформил нотариальную доверенность на представление его интересов. Также по акту приема-передачи он передал оригиналы схем ДТП и извещения о нем.
Компания заключила договор с другой компанией, которая определила стоимость восстановительного ремонта. Еще один партнер компании подготовил заявление о страховом событии с приложением необходимых документов в СПАО «РЕСО-Гарантия», а также претензию. Третий партнер курьером направил эти документы в страховую компанию виновника ДТП.
В законе об ОСАГО прописаны не только сроки, в которые необходимо подать заявление на выплату, но и к какому страховщику обращаться
Страховщик в выплате отказал, сославшись на то, что по закону за выплатой в данной ситуации необходимо обращаться к своему страховщику. То есть тому, у которого застрахована ответственность самого Колесникова.
Спустя более чем полтора года, не получив никаких выплат, Колесников обратился к посреднику за возвратом документов. Но так их и не получил. Извещение о ДТП было потеряно. А без оригинала этого документа получить страховую выплату невозможно.
Тогда он направил в компанию претензию, которая осталась без ответа, а затем подал на нее в суд. В суде он потребовал возместить ему расходы на восстановление автомобиля, неустойку, моральный вред, судебные расходы, а также штраф по закону о защите прав потребителя - за отказ исполнить претензию добровольно.
Городской суд снизил моральный ущерб и судебные расходы, отказал в выплате неустойки, но все остальные требования удовлетворил.
Однако апелляционная инстанция отказала во всем, кроме судебных расходов, снизив их до минимума. А также назначила штраф от этой суммы. В этом решении суд сослался на то, что в договоре поручения нет согласованных сторонами сроков оказания услуг и указания на страховую организацию, в которую должен был обратиться поверенный. Кроме того, он пришел к выводу о недоказанности факта утраты возможности для обращения в страховую организацию за получением страхового возмещения.
Кассационный суд согласился с этими выводами. Но Верховный суд счел эти выводы необоснованными и противоречивыми.
Для начала, сославшись на Гражданский кодекс, а также постановление Пленума Верховного суда, что поверенный предприниматель, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший поручение доверителя, обязан возместить последнему убытки в полном объеме, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы.
Что касается сроков, не указанных в договоре, то в законе об ОСАГО прописано, что в случае оформления документов об аварии без полиции извещение о ДТП, заполненное в двух экземплярах причастными к нему водителями, направляется страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня происшествия.
В этой норме указан не только срок, но также и то, в какую страховую компанию должен обратиться потерпевший. А в данной ситуации - его поверенный.
Кроме того, ВС указал, что суд апелляционной инстанции пришел к взаимоисключающим выводам. С одной стороны, Колесников, по его мнению, не лишен возможности самостоятельно получить страховое возмещение, а с другой - что ответчиком утрачен обязательный документ, предусмотренный законом об ОСАГО, для обращения за страховым возмещением.
Также Верховный суд напомнил, что согласно Гражданскому кодексу доверитель может отменить поручение в любое время. Это же предусмотрено законом о защите прав потребителя.
При этом кассационный суд не исправил эти ошибки. Поэтому ВС отменил решения апелляционного и кассационного судов и направил дело на новое рассмотрение в апелляцию.
Очевидно, что, обращаясь к юристам за подобной услугой, необходимо внимательно изучить, занимались ли они и с каким успехом подобными делами. Уже то количество партнеров, которое потребовалось этой компании для исполнения простого поручения, должно было насторожить. Да, потом с них можно взыскать и компенсацию, и моральный ущерб, и даже штраф. Но на это уйдут годы. Кстати, сами страховщики вполне доходчиво объясняют даже по телефону, куда обращаться за выплатой и какие документы для этого необходимы. А для оформления извещения о ДТП есть суперсервис «Помощник ОСАГО», в котором пошагово можно заполнить этот документ в электронном виде. Правда, чтобы им воспользоваться, оба участника ДТП должны быть зарегистрированы на портале госуслуг.
Владимир БАРШЕВ
Вся пресса за 10 августа 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
30 апреля 2025 г.

|
|
korins.ru, 30 апреля 2025 г.
НСИС подводит итоги первой недели продаж полисов «Белая карта»

|
|
Казахстан Сегодня, Алматы, 30 апреля 2025 г.
В Казахстане появится единый пакет медицинской помощи

|
|
vesti.kg, Бишкек, 30 апреля 2025 г.
На бизнес-форуме в Бишкеке подписаны важные соглашения в области страхования

|
|
korins.ru, 30 апреля 2025 г.
Эксперт рассказал о причинах всплеска убыточности страхования гражданской авиации в 2024 г.

|
|
Meatinfo.ru, 30 апреля 2025 г.
«Мираторг» обеспечивает экспортные поставки с помощью страхования от ЭКСАР

|
|
Российская газета-неделя, 30 апреля 2025 г.
Страхование загородного жилья: что влияет на стоимость полиса и что он может покрыть

|
|
Хабаровский край сегодня, 30 апреля 2025 г.
Суд в Хабаровском крае обязал страховую фирму вернуть клиентке 102 тыс. рублей

|
|
Inbusiness.kz, 30 апреля 2025 г.
Депутат потребовал упразднить ОСМС

|
|
Meatinfo.ru, 30 апреля 2025 г.
Увеличение страховых выплат для животноводов в России: акцент на крупный рогатый скот

|
|
Frank Media, 30 апреля 2025 г.
НРА: рост страхового сектора продолжится в 2025 г. несмотря на неопределенность

|
|
Коммерсантъ-Воронеж, 30 апреля 2025 г.
Изменились в третьем лице

|
|
Коммерсантъ, 30 апреля 2025 г.
РНПК сделают скидку

|
|
ПРАЙМ, 30 апреля 2025 г.
Счетная палата оценила эффективность использования средств ОМС

|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 30 апреля 2025 г.
РСА: Установление минимального периода действия договора ОСАГО до 24 часов требует адаптации процессов отрасли

|
|
Аргументы и факты-Хабаровск, 30 апреля 2025 г.
В Хабаровском крае женщина отсудила страховку у Росгосстраха

|
29 апреля 2025 г.

|
|
Вечерний Петербург, 29 апреля 2025 г.
Эксперты прокомментировали идею оформления ОСАГО через «Госуслуги»

|
|
РИА Новости, 29 апреля 2025 г.
Страховые убытки от стихийных бедствий в мире могут достичь $145 млрд в 2025 г - Swiss Re

|
 Остальные материалы за 29 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|